ФЭНДОМ

Слово о некоторых вопросах искусства В области искусства вообще и поэзии в частности существует огромное количество всеобщих заблуждений. Различного рода глупцы от литературы навязывают народонаселению с помощью СМИ свои дурацкие воззрения, не имеющие с ИСТИНОЙ ничего общего. Вот один из самых распространённых мифов: гениальны только те поэты, которые известны и прославлены. Если автор никому не известен, не является заслуженным деятелем искусств, лауреатом премий и членом Союза Писателей, если его физиономия постоянно не мелькает на телевиденье и на страницах газет, значит он априори графоман. Это мнение не имеет с действительностью ничего общего. Объективный художественно-эстетический уровень многих прославленных автором весьма невысок, тогда как многие безвестные поэты действительно гениальны. Например, «пророк» малороссийской поэзии Тарас Шевченко это средний поэтишка. Таких в СП членствует много. Его заслуга состоит только в том, чти он удачно распиарил себя на весь белый свет. Именно о таких сказано: «Быть знаменитым не красиво. Не это поднимает в высь. Не стоит заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех». Но быть талантливым популяризатором собственного творчества и талантливым поэтом это две большие разницы, как говорят в Одессе. Какие качества надо иметь популяризатору? Он должен обладать коммуникабельностью, пробивной силой, он должен быть сильным и уметь нравиться людям. Такие пиарщики, как правило, ходят на телевидение, на радио, в редакции журналов и газет и везде предлагают свои посредственные стишки. Ну, а власть предержащие судят о их стихах по внешнему облику их автора, а не по уровню поэтического мастерства. Это ж, надо иметь какие умные мозги, чтобы объективно определить уровень стихотворений. Проще определять уровень творчества по степени наглаженности брюк и степени начищенности ботинок. Если же человек ещё и улыбается красиво и умеет к себе расположить, то тогда в глазах серого обывателя он становится настоящим гением. Но спрашивается: а причём же здесь литература? Наше рабочее-крестьянское дурачьё не понимает, что мастером поэта делает не внешний лоск или обходительность манер. Истинный мастер наделён поэтическим мастерством от Бога. Он умеет рифмовать и инверсировать поэтический текст, он умеет вдыхать в свои стихи живые искренние настоящие чувства, которых никогда не встретишь у графомана. Настоящие стихи характеризуются следующими категориями: 1. Психологическая достоверность (верю - не верю, как по Станиславскому), отсутствие фальши. 2. Условность. 3. Техничность. 4. Внутренняя логика, системность, самодостаточность. 5. Настроенческая цельность. 6. Гармоническое сочетание реальности и идеальности. 7. Эмоциональность. 8. Статика – динамика. 9. Ассоциативность – описательность (повествовательность), выразительность – изобразительность. 10. Вкус, школа, совмещение новаторства и традиции. Искусство имеет три разновидности – возвышающее человека, служащее для развлечения и возбуждающее в человеке животные инстинкты. 11. Классическое искусство оперирует такими категориями как возвышенное – низменное, прекрасное – уродливое, трагическое – комическое. Художественные образ нужно не сыграть, а прожить. «Настоящий поэт должен обладать такими качествами – утонченность, ум, совесть, смелость и просто литературные способности (умение рифмовать и инверсировать), но без первых четырех качеств, пятое не имеет никакого смысла». Эти слова принадлежат Евгению Евтушенко и я с ними полностью согласен. Классическое искусство показывает, что есть красиво, выдвигает эстетический идеал, андеграунд показывает, что есть ново, модно, вызывающе, эпатажно. Классическое искусство возвышает человеческую душу. Андеграунд же уродует её, культивируя в людях самые низменные животные страсти. Оскотиниванию человеческой личности с помощью псевдоискусства следует положить конец. У стихов должен быть социальный потребитель. Писать нужно для Бога, а не для людей. Моральное право на оценку произведения имеет только безусловно интеллигентный человек. Только он имеет эстетическую компетенцию. Разновидности образов (деталь, пейзаж). В поэзии Шевченко слишком много ненависти к интеллигенции и дворянству. Его поэзия имеет явно антигосударственническую направленность. Это обстоятельство явно снижает художественно-эстетическую ценность его творчества. Он даже умудрился оскорбить Государыню Императрицу Всероссийскую. Неблагодарный крепостной маляр забыл, что именно царская семья выкупала его из крепостной зависимости. Ну что ж: хам навсегда остаётся хамом… В качестве примера литературной гениальности и вместе с тем малоизвестности могу привести пример Ивана Ивановича Савина (Саволайнена). Вот он был блестящий мастер художественного слова, причем, не только в прозе, но и в поэзии.

  •    *   *

Оттого высоки наши плечи, А в котомках акриды и мед, Что мы, грозной дружины предтечи, Славословим крестовый поход. Оттого мы в служенье суровом К Иордану святому зовем, Что за нами, крестящими словом, Будет воин, крестящий мечом. Да взлетят белокрылые латы! Да сверкнет золотое копье! Я, немеркнущей славы глашатай, Отдал Господу сердце свое… Да придет!.. Высокие плечи Преклоняя на белом лугу, Я походные песни, как свечи, Перед ликом России зажгу. 1923

  •    *   *

Помните? Хаты да пашни. Луг, да цветы, да река. В небе, как белые башни, Долго стоят облака. Утро. Пушистое сено Медом полно. У воды Мельница кашляет пеной, Пылью жемчужной руды. Помните? Вынырнул вечер, Неповторимый такой. Птиц многошумное вече, Споря, ушло на покой. Тени ползут как улитки В старом саду. В темноте Липы шуршат. У калитки Странник поет о Христе. Помните? Ночью колеса Ласково как-то бегут. Месяц прищурился косо На полувысохший пруд. Мышь пролетела ночная. Выплыл из темени мост, С неба посыпалась стая Кем-то встревоженных звезд. 1924

  •    *   *

И смеялось когда-то, и сладко Было жить, ни о чем не моля, И шептала мне сказки украдкой Наша старая няня – земля. И любил я, и верил, и снами Несказанными жил наяву, И прозрачными плакал стихами В золотую от солнца траву… Пьяный хам, нескончаемой тризной Затемнивший души моей синь, Будь ты проклят и ныне, и присно, И во веки веков, аминь! 1925

Да, пьяный, воинствующий хам стал кровавым палачом не только нашего народа, но и нашей литературы. Во времена революции и гражданской войны большевики устроили кровавое мракобесие в нашей стране. Они нанесли жесточайший удар не только по носителям высокого художественного вкуса – представителям аристократии, дворянства, интеллигенции, в том числе и творческой, но и по русской литературе. Они уничтожили русское искусство. Был расстрелян Николай Гумилёв, затравлены Волошин, Цветаева, Ахматова, Шмелёв. Выгнали из страны Савина, Туроверова, Несмелова и Бехтеева. А ведь они – прекрасные русские поэты, представители блистательного «серебряного века» нашей поэзии. Они запретили в школе изучение творчества Лермонтова на том основании, что он дворянин и царский офицер… Вот потому-то в наше время живёт на белом свете масса литературных недоумков, смеющих с авторитетным видом размышлять о высоких материях, что истинные ценители высокой поэзии были в своё время уничтожены советской властью. Наше время породило андеграунд. Андеграунд это псевдоискусство, которым дети воинствующего хама заменяют для себя истинное искусство. Андеграунд и авангард должны быть запрещены. Авторов, «ваяющих» в этих направлениях следует вычистить из союзов писателей, школьной программы, их публикации следует изъять из газет и журналов. Необходимо разрешить популяризацию стихов, прозы и драматургии, относящихся только: к классицизму, романтизму, сентиментализму, реализму, символизму, иммаженизму. Всё остальное следует запретить. Надо позаботиться о духовном здоровье нашего народа. Блатные стихи и разного рода «шансон» следует поставить вне закона. Криминальная субкультура не должна влиять на души и умы людей. Особенно это касается подрастающего поколения. Очень опасна для духовного развития людей  так называемая «попкультура». Пресняковых, орбакайт и прочих алибасовых необходимо изолировать от человеческого общества, отняв у них телеэфир, полосы в «жёлтых» журналах, эфирное время на радио. Пусть варятся в собственном соку и имеют популярность только в узкой среде маргиналов и отщепенцев. Следует всячески способствовать пропаганде классического искусства. Пусть с экранов телевизоров и из радиоприёмников постоянно звучит оперная и опереточная музыка. Пусть будут востребованы произведения Моцарта, Баха, Бетховена, Чайковского, Глинки, Рахманинова, Римского-Корсакова и прочих классических композиторов. Попсу запретить навсегда.

13.02.2013.                          Павел Иванов-Остославский

Иванов-Остославский Павел Игоревич